ШАКУРОВ Сергей Каюмович
Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, Национальной телевизионной премии «ТЭФИ», вице-президент Московского фонда мира
Родился 1 января 1942 года в Москве. Отец – Шакуров Каюм Туфитович. Мать – Шакурова Ольга Сергеевна. Дети: Иван Сергеевич, Ольга Сергеевна.
В школьные годы Сергей Шакуров серьезно занимался акробатикой, став впоследствии мастером спорта СССР. А в 7-м классе неожиданно для всех записался в драмкружок. После школы из двух увлечений актерство взяло верх, и в 1961 году по рекомендации знаменитого драматурга Виктора Розова Шакуров поступил в школу-студию при Центральном детском театре, на курс
А.А. Некрасовой и В.И. Колесаева.
В 1964 году, окончив студию, молодой актер начал работать в Театре на Малой Бронной, а через год его приняли в труппу Центрального академического театра Советской армии. С 1971 года Шакуров играл на сцене Драматического театра имени К.С. Станиславского.
В кино Сергей Шакуров дебютировал в 1966 году, снявшись сразу в главной роли в фильме Маноса Захариаса «Я солдат, мама».
И сразу же стал знаменитым. Его стали приглашать в свои картины многие известные режиссеры. Он сыграл у Марлена Хуциева («Был месяц май», 1970), у Никиты Михалкова («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974), у Сергея Соловьева («Сто дней после детства», 1975). Эти абсолютно разные персонажи, принесшие Шакурову первую громкую известность, объединяло между собой одно важное качество: очевидная, нескрываемая сила характера и личностная самодостаточность. Свойственные тому времени четкие рамки актерского амплуа с довольно строгими ограничениями были неведомы Шакурову. Его работы отличали мощный актерский темперамент, оригинальная исполнительская манера и необыкновенная достоверность, удачно сочетающаяся с остротой пластического рисунка.
С ролями Сергея Шакурова в отечественный кинематограф пришел новый тип экранного героя, шагнувшего в современность прямиком из греческой трагедии, – яростного страстотерпца, правдоискателя, рожденного победителем. Его герои всегда давали новую трактовку существующим канонам и представлениям о жанровых рамках создаваемых образов («Сибириада», 1978; «Вкус хлеба», 1979; «Спасатель», 1980). Герой фильма А. Сахарова «Вкус хлеба» председатель колхоза Степан Сечкин – человек, идущий против номенклатуры, против партийных директив, своим путем, зная, как нужно работать на земле, как любить человека. За эту роль в 1980 году актер удостоен Государственной премии СССР.
Шакуров обладает оригинальной актерской индивидуальностью, природным мужским обаянием. Здесь можно напомнить две роли: «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981) и «Визит к Минотавру» (1987), – и комментарии будут излишни.
В 1980-х годах актеру удалось нарисовать новый интересный облик современного героя с непростым прошлым («Друг», 1987; «Собачий пир», 1990). Былая внутренняя цельность его героев сменяется душевной разорванностью, а их борьба с жесткостью жизни обречена на поражение.
Даже в сложные для отечественного кинематографа 1990-е годы Шакуров пробивается на киноэкран к своим зрителям, показывая новый круг героев и интересов («Божья тварь», 1991; «Хаги Траггер», 1993; «Один посреди России», 1994). Именно в этот период Шакуров много и разнообразно работает в театре, играя как в признанных коммерческих хитах («Я стою у ресторана»), так и в наиболее скандальных сценических версиях классики («Гамлет»), и наряду с этим в спектаклях, реально определяющих лицо театрального сезона и художественной эпохи («Иванов»).
За 40 лет профессиональной деятельности Сергей Шакуров сыграл более 70 ролей в кино; из них многие работы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа и в число самых заметных достижений актерского искусства.
В своих работах актер демонстрирует свои неограниченные творческие возможности, широчайший диапазон, абсолютную психологическую точность, прекрасное чувство формы. Именно это позволило Сергею Шакурову стать одной из ярчайших звезд не только отечественного кинематографа, но и театральных подмостков.
Среди театральных работ С. Шакурова (всего более 20 ролей) такие вершины мирового сценического репертуара, как «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого, «Живой труп»
Л. Толстого, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Гамлет» У. Шекспира, «Иванов» А. Чехова, «Маскарад» М. Лермонтова.
С Театром имени К.С. Станиславского актера связывает долгая и интересная творческая жизнь. Именно на его сцене родился «Сирано де Бержерак» – легендарный спектакль, на который до сих пор ориентируются коллеги и зрители. Вот только одно свидетельство критика об этой работе: «Сергей Шакуров играет так, что на протяжении действия лишь к нему неотрывно приковано внимание, а по окончании напрашивается вывод: без такого исполнителя роли Сирано спектакль был бы обречен на провал»
(Э. Аграновская).
Шакуров сыграл роль Арбенина в «Маскараде» Лермонтова – в современной, во многом спорной, но интересной постановке В. Шамирова на сцене все того же Театра имени К.С. Станиславского. Он снимается в кино, тесно сотрудничает с Московским театром юного зрителя.
Среди недавних театральных работ актера – роли в спектаклях «Случайное счастье милиционера Пешкина» (ТО «Дуэт», режиссер А. Житинкин, 2004), где он играет с Людмилой Гурченко, и «Антоний&Клеопатра. Версия» по мотивам У. Шекспира (Московский театр «Современник», 2006).
И в кино, и на сцене Шакуров работает с крупнейшими мастерами отечественной режиссуры, среди которых М. Хуциев, Н. Михалков, А. Кончаловский, П. Тодоровский, В. Абдрашитов, С. Соловьев – в кино; Л. Хейфец, Б. Морозов, Г. Яновская – в театре.
Помимо уже упомянутых картин Сергей Шакуров снялся в фильмах: «Разбудите Мухина» (1967), «Возмездие» (1967), «Каратель», «Ловцы губок» (1968), «В лазоревой степи» (1970), «История одной любви» (1970), «В Москве проездом» (1970), «Месяц август» (1971), «На углу Арбата и улицы Бабулинас» (1972), «Четвертый» (1972), «Невеста» (1976), «Верой и правдой» (1979), «Лаборатория» (1980), «Крах операции “Террор”» (1980), «Всем – спасибо!..» (1981), «Две строчки мелким шрифтом» (1981), «Портрет жены художника» (1981), «Шутка?!» (1981), «Кто стучится в дверь ко мне...» (1982), «Наследница по прямой» (1982), «Рецепт ее молодости» (1983), «Срок давности» (1983), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1983), «Анна Павлова» (1983), «Парад планет» (1984), «Площадь Восстания» (1984), «Личное дело судьи Ивановой» (1984), «Летние впечатления о планете» (1986), «Веселая хроника опасного путешествия» (1986), «Лицом к лицу» (1986), «Друг» (1987), «Первая встреча, последняя встреча» (1987), «Следы оборотня» (1987), «Артистка из Грибова» (1988), «Француз» (1988), «Две стрелы» (1989), «Распад» (1990), «Собачий пир» (1990), «Остров» (1990), «Самоубийца» (1990), «Враг народа – Бухарин» (1990), «Армавир» (1991), «Воля» (1992), «Эскадрон» (1992), «Обрыв» (1993), «Роман “alla russa”» (1994), «Клюква в сахаре» (1995), «Пан Тадеуш» (1999), «Анджело» (1999), «Псы-2: последняя кровь» (1994), «Рождественская мистерия» (2000), «Черная комната» (2000), «Дикарка» (2001), «Антикиллер» (2002), «Тайны дворцовых переворотов» (2002), «Дневник камикадзе» (2003), «Антикиллер-2» (2003), «Брежнев» (телефильм, 2005; Национальная телевизионная премия «ТЭФИ», премия «Золотой орел» в номинации «лучшая мужская роль на телевидении»), «Жесть» (2005), «Консервы» (2006), «Параграф-78» (2006).
С.К. Шакуров – народный артист России (1991), заслуженный артист РСФСР (1980), лауреат Государственной премии СССР, почетный кинематографист России (1996), вице-президент Московского фонда мира. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2012) и Почета (2002).
Сергей Каюмович является лауреатом и участником многих кинофестивалей, обладателем многих почетных премий и дипломов за сыгранные им роли в театре и кино.